Для чего нужна ГИС?
Человек всегда пытался облегчить и улучшить свою жизнь. Возможности
хранения информации с появлением первых компьютеров многократно возросли
и практически сразу же были сделаны попытки не просто сделать на
компьютере карту, а связать с каждым объектом карты его описание,
внесенное в базу данных. Так появились сама концепция геоинформационной
системы (ГИС). Стремление пользоваться новым, столь удобным для анализа
информации типом карт было настолько сильно, что первые электронные
карты делались с помощью заливки площадных объектов карты буквенными
символами - матричные принтеры в 70-е года XX века на большее не были
способны, развитых возможностей для работы с графикой компьютеры еще не
имели.
Время шло, возможности технологии росли, компьютерное оформление карт
и ГИС стали мощными функциональными помощниками человека во многих сферах
его деятельности.
Про ГИС и их использование
1. Что такое ГИС?
Дадим определение ГИС по сути: цифровая система хранения, редактирования,
создания и анализа информации, имеющей пространственные координаты
(географическую привязку к местности). В ГОСТ-Р 52438 2005 определение
более короткое: ГИС — это система, оперирующая пространственными данными.
Таким образом, по определению, ГИС будет называться как специализированное
программное обеспечение, так и собственно база данных, связанная с ней карта.
Программное обеспечение для работы с ГИС весьма разнообразно и различается
как по функционалу, так и по стоимости. Однако пользовательский интерфейс
и принцип работы у них крайне схожи.
2. Зачем и кому нужен ГИС?
Главным козырем объединения карты и базы данных являетcя возможность
как получить информацию по отдельному объекту "в один клик мыши", так и
быстро и качественно проанализировать ситуацию. Также ГИС дает возможность
переходить от одного масштаба карты к другому в режиме реального времени.
Потребителями ГИС-технологий стали, во-первых, военные. Они, как никто
другой, понимают важность оперативного анализа пространственной информации.
Информация, однако, специфическая: с театра военных действий или территории
вероятного противника.
Во-вторых, ГИС оказался крайне востребован государственными службами и
гражданскими картографами. Ведение кадастрового плана недвижимости, планирование
городской застройки, управление коммунальным хозяйством, нахождение кратчайшего
пути к месту пожара или для почтовой машины и тому подобные задачи упрощаются
при использовании грамотно созданной для их решения ГИС.
В бизнесе использование ГИС позволяет решить целый спектр задач.
Среди них:
- Выбор оптимального расположения нового предприятия, магазина или отделения банка по анализу близости к потребителям и поставщикам по удобству путей доставки сырья для переработки, незанятости рыночной ниши конкурентами. Использование данных опросов населения и выделение районов проживания целевой аудитории позволяет повысить эффективность продвижения товаров и услуг.
- Управление бизнес-процессами. Структурирование информации по пространственному признаку позволяет оптимизировать и лучше контролировать логистику, снизить непроизводственные издержки использования транспорта - оснащение каждой используемой единицы техники навигатором и отслеживание ее маршрута позволит исключить ее нецелевое использование и "приписки" при списании расходов на горючее. Особенное значение оперативный анализ и планирование с учетом пространственного фактора приобретают для сетей магазинов и закусочных: отдельные предприятия разбросаны на большой территории и имеют единую логистическую сеть.
- Сопровождение работ в сфере недропользования и научных изысканий. Использование возможностей трехмерного моделирования существенно упрощает поиск месторождений нефти и газа, других полезных ископаемых, выводит общегеологические и геофизические исследования на очень высокий уровень. Фактически, в науках о Земле ГИС стал практически незаменим.
- Собственно навигация. ГИС встроена сегодня во все автомобильные навигаторы и позволяет прокладывать кратчайший путь до цели поездки в городе или по стране. Подключение сервисов, сигнализирующих о пробках, к работе ГИС навигатора стало одним из ключевых факторов взрывного роста рынка автомобильных навигаторов: это самый эффективный способ ускорения езды в плотном городском потоке.
- Навигация в мобильном телефоне. Установка навигационных чипов и функциональных ГИС в мобильные телефоны и коммуникаторы, кроме удобства для пользователя, породила еще и развитие целой сферы рекламы и продвижения товаров и услуг с помощью добавленных в ГИС телефона точек интереса (POI - places of interest). Используя POI можно находясь в незнакомом городе быстро найти ближайший банкомат, кафе, автозаправку, магазин. Для такой рекламы вся аудитория является целевой, вопрос только в территориальной близости к объекту рекламы.
Приложения ГИС интегрируются во все большее количество приборов и находят все новых и новых потребителей. Можно с достаточной степенью уверенности утверждать, что рынок ГИС и GNSS (навигатор, работающий с двумя и более спутниковыми ситемами, к примеру GPS и ГЛОНАСС) навигации переживает рост, подобный интернет-буму конца девяностых годов двадцатого века.
Источник